Ступичный подшипник Чери Кимо
![](https://cyro.ru/wp-content/uploads/2024/02/0-tbvideo-720x340.jpg)
Сначала я вам расскажу историю, леденящую кровь — про китайские подшипники, русские морозы и нежданчик, от которого никто из нас не застрахован. Ну что, готовы?
Поехал я как-то в магазин с утреца по морозцу. Ехал, и всё вроде как было хорошо — но на подъезде к магазину стали слышны какие-то странные щелчки в передней ступице. Редкие, но всё-таки. Ладно, сходил в магазин, поехал обратно — и тут как началось! Грохот, скрежет — как будто колёса вот-вот отвалятся. Я уж перепугался, что ступица лопнула.
Знаете, есть (точнее, был) такой прикол у Чери Кимо и соплатформенных с ним машин (QQ6 и Indis) — у них лопались валы внешней гранаты ШРУСа, те самые, на которые ступичная гайка накручивается. То ли китайцы валы гранаты перекаливали, то ли гайки перетягивали — но вот несколько случаев таких было, люди жаловались. При этом к чести китайцев надо отметить, что конструкция ступицы у них хорошая, и даже после такой катастрофы колесо у машины не отваливалось, она даже ехать продолжала, только тормозной диск упирался боковой поверхностью в суппорт тормозов и начинал дико скрежетать.
Ну локализовал я, в каком колесе дефект, встал, задомкратил машину, снял колесо, посмотрел. С ШРУСом всё в порядке (минула меня эта проблема), но вот ступичный подшипник явно накрылся — он дико люфтил и скрежетал. Причем подшипник-то уже не родной, но и не старый — я его заменил буквально пару лет назад. Ну что делать — поставил колесо обратно, и покатил потихоньку на аварийке до гаража, вторая передача, 20 кмч, не быстрее — распугивая всю огругу скрежетом.
Доехал успешно. Поднял машину, снял поворотный кулак, разобрал — и открылся мне ужос-ужос:
Видите, что произошло? Внешнее кольцо подшипника лопнуло прямо по беговой дорожке. Но лопнуло оно, скорее всего, не само по себе — а потому, что треснули шарики в подшипнике. Держитесь за подлокотники покрепче — шарики были вот в таком состоянии:
Заценили? Это шарики с внутреннего ряда подшипника. На внешнем ряду все было в порядке, там состояние близкое к идеальному, а на внутреннем ряду — вот такое вот дерьмо. И это я не показываю мелкие осколки шариков — именно когда их перемалывало, внешнее кольцо и лопнуло.
Хуже всего было то, что шарики умудрились раскатать кольцо подшипника так, что его стало не выпрессовать из кулака. Пришлось аккуратно резать кольцо микро-болгаркой прямо в гнезде.
Ситуация довольно странная, потому что, вообще говоря, передняя ступица у Кимо переразмерена — она взята с Мицубиши Каризма, то есть машины D-класса. Соответственно и подшипники там крупные, они рассчитаны на машины массой до 2 тонн. Вот смотрите:
Размер ступичного подшипника на Кимо (в скобках — размеры подшиника на ВАЗ-2108)
Диаметр внешний, мм 72(64)
Диаметр внутренний, мм 39(34)
Ширина, мм 37(37)
Видите? Подшипник на Кимо существенно крупнее, чем обычно ставился на машины Гольф-класса.
Неоригинал хорошего качества:
SKF VKBA736 (он же в комплектах BAH-0106D, BAH-0106DX, BAHB 311396AA).
NTN-SNR GB.41599.R02 (идет на конвейер Мицубиши — собственно, это оригинал того, что передрали китайцы)
Вообще подшипники NTN-SNR в России обычно не японские, а французские, их делают для Пежо-Ситроен-Рено. Но говорят, что качество очень хорошее. Хотя дорогие, конечно.
Собственно говоря, точно такой же подшипник пошел на передние ступицы Daewoo Nexia после 2008 года (и не только на неё — Lanos, Lacetti, Nexia после 2008 года, а также Opel Combo, Opel Corsa, Opel Astra F 91-98 годов, Opel Vectra, Opel Meriva, и на FORD FIESTA Mk5, Mk5+ и FUSION, а также Focus 1 поколения, ну и на Мазду-2 и старые Мазда-3). Они же шли на целый ряд автомобилей BMW 3xx (E36, включая Z3) и Volkswagen. Вы легко найдете их по каталогам, это популярная запчасть.
Вот на такой бомбочке в передней ступице стоит такой подшипник:
И никаких проблем я с ним не припомню. И кстати — на легендарной Тойота Карина Е стояли подшипники именно этого размера. Такие я и купил — KOYO DAC 3972AW4. Маде ин Джапан, но главное — их в России практически не подделывают, не тот бренд. Хотя Koyo это карманный заводик мистера Тойоды, именно эти подшипники всегда шли на конвейер Тойоты, и ходили очень хорошо, качество ОК.
А до 2008 года у Нексии был подшипник как у ВАЗа. Потому что ВАЗ, естественно, ничего не изобрел — ступицы им проектировали немцы, и взяли стандартный подшипник, которые шел на Опели и Фольксвагены еще в конце 70-х годов. Оттуда же он и на Нексию перекочевал, которая суть корейский клон Opel Kadett E.
Китайские подшипники, что идут на Кимо, дешевые — но, к сожалению, хренового качества. Попадаются (как у меня попался) подшипники с перекаленными шариками — такой шарик под нагрузкой трескается, ну и дальше получается то, что на фотографиях выше. Если есть желание играть в русскую рулетку (и если вы не ездите далеко) — можно ставить такие и молиться. Если нет желания играть в такие игры — покупайте по указанному размеру (39*72*37) подшипники приличной фирмы.
Чтобы вам было проще — вот вам Все подшипники 39*72*37 в одном месте.
Там их много, выбирайте на вкус. В основном это указаны комплекты для замены — в них кроме подшипника входит пружинное кольцо, а во многие комплекты — еще и ступичная гайка (на форд фиеста она точно такая же, как на Чери Кимо — проверено).
Причина произошедшего — очевидно, сочетание факторов. Китайцы использовали для шариков подшипника дешевый металл — его проще обкатывать при производстве шариков, а чтобы придать шарикам нужную твердость — шарики закаливали. С закалкой переборщили, и это наложилось на низкую температуру (не секрет, что с понижением температуры металл охрупчивается — поэтому, кстати, большинство европейских автомобилей не сертифицированы для эксплуатации при температурах ниже -20С, а ряд французских и итальянских — даже ниже -10С, фактически это машины для тропического климата).
Когда-то, в 70-е годы, европейское отделение Форда задумалось об этих вещах (в связи с продажей своих машин в Скандинавию) — и вывезла свои основные модели на полигон в Лапландию (Финляндия). Ночью ударил мороз -40 — и утром они не смогли завести ни одной машины, кроме Ford Granada с механическим впрыском BOSCH Motronic. Дальше они уже ей таскали остальные машины на веревке, пытаясь завести — ну и, в общем, у них там было множество приключений, включая проблемы с охрупчиванием металла, из-за чего лопались всякие нагруженные детали.
С тех пор ЕвроФорд уделял этим вещам внимание, и комплектующие, идущие на конвейер, проходили проверку на работу при температурах не менее -30C. Но понятно, что множество автопроизводителей, имея основной сбыт своих машин в страны с теплым и умеренным климатом, на такие вещи просто не обращают внимания. Это относится и к китайскому автопрому — им еще предстоит набить себе шишек с «северным климатом».